Древний Змий: различия между версиями
Admin (обсуждение | вклад) (Новая страница: «'''Змей''' — в мифологиях многих народов символ плодородия, земли, воды, дождя с одной ст…») |
Admin (обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | '''Змей''' — в [[мифология]]х многих народов символ плодородия, земли, воды, дождя с одной стороны, а также домашнего очага и небесного огня — с другой. Первоначально мифологический змей выглядел как большая змея. В дальнейшем образ обретает некоторые черты животных, сменяется образом крылатого или пернатого змея-[[дракон]]а, дракона с головой коня и телом змеи. Представление о существах со змеиным туловищем и человеческой головой развито в [[древнегреческая мифология|древнегреческой]], [[Индуизм|индуистской]], [[элам]]ской и некоторых других мифологиях. Для [[Японская мифология|японской]] и ряда [[Мифология индейцев|индейских]] традиций характерен образ рогатого змея. | + | [[File:tainstvennyie-nagi-lyudi-zmei-kotoryie-zhivut-v-sekretnyix-podzemnyix-gorodax.jpg|400px|right]]'''Змей''' — в [[мифология]]х многих народов символ плодородия, земли, воды, дождя с одной стороны, а также домашнего очага и небесного огня — с другой. Первоначально мифологический змей выглядел как большая змея. В дальнейшем образ обретает некоторые черты животных, сменяется образом крылатого или пернатого змея-[[дракон]]а, дракона с головой коня и телом змеи. Представление о существах со змеиным туловищем и человеческой головой развито в [[древнегреческая мифология|древнегреческой]], [[Индуизм|индуистской]], [[элам]]ской и некоторых других мифологиях. Для [[Японская мифология|японской]] и ряда [[Мифология индейцев|индейских]] традиций характерен образ рогатого змея. |
== Мифология == | == Мифология == | ||
Строка 17: | Строка 17: | ||
Символическое значение в различных мифологических традициях можно посмотреть в [[wikipedia:ru:Змей (мифология)|Википедии]] | Символическое значение в различных мифологических традициях можно посмотреть в [[wikipedia:ru:Змей (мифология)|Википедии]] | ||
+ | |||
+ | == Галерея == | ||
+ | <gallery> | ||
+ | File:gorunu4.jpg | ||
+ | File:tainstvennyie-nagi-lyudi-zmei-kotoryie-zhivut-v-sekretnyix-podzemnyix-gorodax.jpg | ||
+ | File:c459eff0.jpg | ||
+ | File:Antigua Creta.JPG | ||
+ | File:east52.jpg | ||
+ | File:4c564b523671.jpg | ||
+ | File:B2X8_SWSFcw.jpg | ||
+ | </gallery> | ||
== В христианской традиции == | == В христианской традиции == |
Версия 20:29, 21 июня 2018
Змей — в мифологиях многих народов символ плодородия, земли, воды, дождя с одной стороны, а также домашнего очага и небесного огня — с другой. Первоначально мифологический змей выглядел как большая змея. В дальнейшем образ обретает некоторые черты животных, сменяется образом крылатого или пернатого змея-дракона, дракона с головой коня и телом змеи. Представление о существах со змеиным туловищем и человеческой головой развито в древнегреческой, индуистской, эламской и некоторых других мифологиях. Для японской и ряда индейских традиций характерен образ рогатого змея.
Мифология
"И произошел на небе бой. Михаэль и ангелы её (его?) сражались с драконом. И не нашлось уже для него места на небе. Он защищался, но был побежден." ... "Обольщающий всю вселенную и убивающий ангелов Древний Змий, именуемый Дьяволом и Сатаной."
Этимология слова
Древнерусское — «змьи» (змий, змея). В памятниках письменности встречается с X века. Существительные «змей» и «змея» этимологически одно и тоже. Они имеют общий корень со словом «земля» и означает «гадину, ползающую по земле». Принято считать, что слово «змея» являлось табуистическим, то есть его старались не произносить, опасаясь накликать беду[1].
Во многих традициях хтоническая природа змея отражается в его названии, образованном (как и в слав. языках) от названия земли (эфиоп. arwē medr «зверь земли», егип. Сата «сын земли» или «жизнь земли» как описательные обозначения змея и т. п.).
Символическое значение в различных мифологических традициях можно посмотреть в Википедии
Галерея
В христианской традиции
В христианстве змей — это Сатана, искуситель, враг Бога и участник грехопадения. Он олицетворяет силы зла, разрушение, могилу, коварство и лукавство, зло, которое человек должен преодолеть в себе. Данте отождествляет змея с врагом, но если он обвивает Древо Жизни, то это мудрость и благоприятный символ; если же Древо Познания, то это Люцифер и вредоносное начало. Змей, поднятый на кресте или шесте, — это прототип Христа, поднятого на Древе Жизни ради исцеления и спасения мира.
Иногда он изображается с женской головой, символизируя искушение; а у основания креста — зло. Христианский Сатана — это великий дракон, древний змей, называемый диаволом и сатаною[2]. Доброго змея можно видеть в иконографии поднимающимся из чаши Иоанна. Злой змей — это Сатана, дракон Апокалипсиса. Тертуллиан утверждает, что христиане называли Христа «Добрым Змием». Богородица сокрушила голову змея, соблазнившего Еву, вместо того, чтобы поддаться ему.
Дьявол называется «змием» и «древним змием»[3], вероятно, чтобы указать на его коварство и злобу, а также и на то обстоятельство, что, прельщая Еву вкусить запрещенный плод и нарушить долг повиновения Богу, он принял на себя вид змея, в каковом виде и описывается в Священном Писании[4][5]. Змей служит эмблемой злобы[6], свирепости[7] и коварства[8].
Змей в фольклоре
Змей — образ мирового фольклора, получивший на разных стадиях развития культуры и в разных национальных традициях многочисленные вариации. Змей — популярный персонаж волшебных сказок и былин, чаще всего противник, с которым герою предстоит вступить в непримиримую борьбу. В русских сказках змей — многоголовое существо, способное летать, извергающее огонь. Многие знакомо будет имя Змей Горыныч].
См. также
- Богиня со змеями
- Дракон
- Ехидна (мифология)
- Змей Горыныч
- Змея (гербовая фигура)
- Изгнание из рая
- Морской змей
- Уроборос
- Василиск
- Вавельский дракон
- Теория основного мифа
Примечания
Литература
- Владимир Пропп. Исторические корни Волшебной Сказки. Глава VII. У огненной реки
- Тресиддер Дж. Словарь символов. — М.,1999. — 430 с.
- Купер Дж. Энциклопедия символов. —М., 1996. — С.106-110.