Древний Змий

Материал из Неизведанное
Перейти к навигации Перейти к поиску
Tainstvennyie-nagi-lyudi-zmei-kotoryie-zhivut-v-sekretnyix-podzemnyix-gorodax.jpg

Змей — в мифологиях многих народов символ плодородия, земли, воды, дождя с одной стороны, а также домашнего очага и небесного огня — с другой. Первоначально мифологический змей выглядел как большая змея. В дальнейшем образ обретает некоторые черты животных, сменяется образом крылатого или пернатого змея-дракона, дракона с головой коня и телом змеи. Представление о существах со змеиным туловищем и человеческой головой развито в древнегреческой, индуистской, эламской и некоторых других мифологиях. Для японской и ряда индейских традиций характерен образ рогатого змея.

Мифология

"И произошел на небе бой. Михаэль и ангелы её (его?) сражались с драконом. И не нашлось уже для него места на небе. Он защищался, но был побежден." ... "Обольщающий всю вселенную и убивающий ангелов Древний Змий, именуемый Дьяволом и Сатаной."


Этимология слова

Древнерусское — «змьи» (змий, змея). В памятниках письменности встречается с X века. Существительные «змей» и «змея» этимологически одно и тоже. Они имеют общий корень со словом «земля» и означает «гадину, ползающую по земле». Принято считать, что слово «змея» являлось табуистическим, то есть его старались не произносить, опасаясь накликать беду[1].

Во многих традициях хтоническая природа змея отражается в его названии, образованном (как и в слав. языках) от названия земли (эфиоп. arwē medr «зверь земли», егип. Сата «сын земли» или «жизнь земли» как описательные обозначения змея и т. п.).

Символическое значение в различных мифологических традициях можно посмотреть в Википедии

Галерея

В христианской традиции

В христианстве змей — это Сатана, искуситель, враг Бога и участник грехопадения. Он олицетворяет силы зла, разрушение, могилу, коварство и лукавство, зло, которое человек должен преодолеть в себе. Данте отождествляет змея с врагом, но если он обвивает Древо Жизни, то это мудрость и благоприятный символ; если же Древо Познания, то это Люцифер и вредоносное начало. Змей, поднятый на кресте или шесте, — это прототип Христа, поднятого на Древе Жизни ради исцеления и спасения мира.

Иногда он изображается с женской головой, символизируя искушение; а у основания креста — зло. Христианский Сатана — это великий дракон, древний змей, называемый диаволом и сатаною[2]. Доброго змея можно видеть в иконографии поднимающимся из чаши Иоанна. Злой змей — это Сатана, дракон Апокалипсиса. Тертуллиан утверждает, что христиане называли Христа «Добрым Змием». Богородица сокрушила голову змея, соблазнившего Еву, вместо того, чтобы поддаться ему.

Дьявол называется «змием» и «древним змием»[3], вероятно, чтобы указать на его коварство и злобу, а также и на то обстоятельство, что, прельщая Еву вкусить запрещенный плод и нарушить долг повиновения Богу, он принял на себя вид змея, в каковом виде и описывается в Священном Писании[4][5]. Змей служит эмблемой злобы[6], свирепости[7] и коварства[8].

Змей в фольклоре

Змей — образ мирового фольклора, получивший на разных стадиях развития культуры и в разных национальных традициях многочисленные вариации. Змей — популярный персонаж волшебных сказок и былин, чаще всего противник, с которым герою предстоит вступить в непримиримую борьбу. В русских сказках змей — многоголовое существо, способное летать, извергающее огонь. Многие знакомо будет имя Змей Горыныч].

См. также

Примечания

  1. [1] // Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. — М.: Прогресс, 1986. Т. I—IV.
  2. Откр. 12, 9
  3. Откр. XII, 9, 14, 15
  4. Быт. III, 1
  5. сл. II Кор. XI, 3
  6. Мф. XXIII, 33
  7. Пс. LVII, 5, Притч. XXIII, 32
  8. Быт. ХLIХ, 17

Литература