Древо Жизни (каббала)
Основные книги | |
Тора • Сефер Йецира Литература Хейхалот Сефер ха-Зоар • Сефер ха-Бахир Сефер ха-разим • Сефер Разиэль ха-малах Книга Эц Хаим • Талмуд эсер ха-сфирот Тания • Сефер ха-илан ха-кадош | |
Святые места | |
Основы | |
Основы каббалы • Древо Жизни • Сфирот | |
Каббалисты | |
Авраам • Моисей • Рабби Акива | |
РАШБИ • АРИЗАЛЬ • Хаим Виталь | |
Миры АБЕА | |
Адам Кадмон • Ацилут | |
Древо Жизни (Шаблон:Lang-he, эц хаим) — совокупность сфирот, проявившихся в иерархическом порядке в процессе сотворения мироздания и развёртывания вселенского бытия, рассматриваемая как динамическое единство, в котором проявляется активность Бога[1]. Этим именем также названа книга по каббале «Эц Хаим» Хаима Виталя. Исследователь Е. Торчинов полагает, что концепция сфирот, составляющих Древо Жизни, восходит к гностическим эонам[2].
Строение древа
Шаблон:Сфирот Древо Жизни составляют 10 элементов (сфирот), представляющих 10 эманаций, 10 имён[3] или 10 каналов проявления Бога[4]. В наши дни сфиротами называют и «архетипы состояний сознания».
Одновременно Древо Жизни олицетворяет строение высшего человека (Адам Кадмон), созданного по образу Творца. В Древе различают правую и левую часть, мужское и женское начало, свет и тьму. Каждая сфира проявляет мужские свойства по отношению к нижележащей, и женские — по отношению к вышележащей сфире (правое считается немного более высоким, чем левое). Взаимоотношения между двумя сфирот называются «зивуг» (досл. «спаривание»).
Упрощенная схема
Понятно, что модель это крайне упрощённая. Каждая сефира, хоть внешне они и похожи, несет различные функции, которые принято назвать качествами. Каждая сефира это целый мир, подобный нашему миру (физическому миру в котором живет наше физическое тело). По каббалистической модели, нашему миру соответствует самая нижняя сефира, сефира Малькут. Так как дерево сефирот является и моделью человека, есть некоторые попытки совместить дерево Сефирот и чакральную систему человеческого тела.
Три столпа
Левый столп — Столп Строгости (Суда, «Дин»). Чтобы стать строгим, необходимо познать Законы вселенной и Силу, чтобы их правильно исполнять.
Правый столп — Столп Милосердия («Рахамим»). Чтобы стать милосердным, необходимо иметь Мудрость, чтобы видеть результаты своих действий и понимать, что победа может прийти через мудрость и смелость, а не только через силу.
Срединный столп — Столп Нежности (Равновесия). Чтобы стать нежным, необходимо понимание, что живешь в Царстве (Земли), но не Бог. Срединный столп также рассматривается как Путь Стрелы, короткий путь от Малхут до Кетер (единения с Божественным), также известный как путь отшельника, аскезы (отрешения от мирского). Путь Змеи предполагает прохождение через каждую из 10 сфирот от Малхут до Кетер, также известный как путь мага или мирянина.
Процесс творения
В книге Сефер Йецира говорится о творении мироздания буквами еврейского алфавита. Мужчина и женщина были созданы как сосуд, Творец желал наполнить его светом. Вместе со светом сосуд перенял свойство Творца наполнять, но поскольку сосуд не мог этого сделать, он "отказался от света Творца". Тогда были созданы десять сфирот, чтобы скрыть совершенство Творца.
Шестью нижними сфирот - гвура, хесед, тиферет, ход, нецах, йесод был создан мир физический, в котором мы можем принимать только отражённый свет Творца.